Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Многолетний опыт работы с такими детьми показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп:
– непроизвольность движений;
– боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
– речевые нарушения или отсутствие речи;
– замкнутость, неактивность детей;
– неустойчивое внимание;
– слабая музыкальная память;
– интонационная невыразительность;
– аритмичность.
Что же дают занятия музыкой особенным детям?
Через музыку, песни, танцы, игры дети активно учатся новому в интересной и доступной для них форме. Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкальной деятельностью – это возможность социализации. Родителям жизненно необходимо увидеть успех этих ребят, поверить в их возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха.
Для особенных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ОВЗ. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций. Музыка также может служить особенному ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне.
На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом используется невербальный способ общения: с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.
Нормализация положения руки и пальцев рук. Играя на инструменте, рука приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно - потом двумя руками вместе.
Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.
Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если ребенок долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом ребенок эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.
Основные виды деятельности на уроке:
− упражнения для развития пальцев рук;
−упражнения для развития речевых и мимических движений;
− слушание музыки;
- разучивание небольших песенок-попевок;
− игра на детских музыкальных инструментах;
− разучиваем танцевальные движения;
− подвижные игры.